Добрый
день, Руслан, спасибо что согласился ответить на несколько вопросов. Ты
уже ответил на многие вопросы в своем топике, но хотелось бы спросить
тебя не только о обновление 18.07., но и в целом о Лаве.
Первый вопрос:
Drugoi:Все
мы помним эти строки: "...что здесь существуют 4 зоны для относительно
благоприятной эмиграции." Будет ли это реализовано в Лаве и когда
(ответ скоро не очень устраивает) и если да, то это будут 4 независимых
сервера или будет возможность перемещение перса между зонами?
Руслан Шелехов:Скажу
как есть, честно и без мути. До определенного момента (я точно не
помню, но примерно сентябрь 2008), всей идеологией продукта занимались
люди скорее литературно-затейничающие чем игро-ориентированные. Есть
тому даже доказательства на форуме с массой обещаний и идей. Но
проблема как раз в том что эти идеологии никакого отношения к бизнесу
онлайн игр не имеют. Это были фантазии чистой воды. Сейчас продукт
ведут люди которые давно делают игры. Может и не идеальные, но хотя бы
игры, а не красивые картинки с кучей красивых идей, но без возможности
это реализовать.
D.:Как повлиял опыт работы в Арене на создание Лавы?
Р.:Практически
никак. Очень разные продукты. А вот принципы построения онлайн бизнеса
в целом совпадают, отсюда и стратегия. Например в Арене были предметы
за 1000 USD. Но рынок начал меняться - в Лаве таких нет и не будет.
D.:Планируете больше вкладывать в рекламу, например в социальных сетях, где больше всего потенциальных игроков?
Р.:Рекламу
- да. В соц-сетях - не факт. Оттуда идет очень "замусоренный" поток
пользователей, они регистрируются и сразу уходят. Геймеры обитают не
там. Точнее места концентрации геймеров не там...
D.:Будет ли какая-нибудь рекламная акция осенью для привлечения игроков?
Р.:Посмотрим. Идей много.
D.:Понятно,
что обнова связана с недоработка проекта, в частности с тем, что были
очень большие дыры в клиенте. Но не уж то нельзя было пойти по другому
пути. В частности, предложить больший выбор игрокам при обмене?
Р.:Концепция
до смешного проста. Есть игрок. У него есть экипировка. Если
отстраниться от названий\цены\повреждения прочих характеристик и
представить линейку всей экипировки в игре, то по каждому типу
предметов (оружие, броня и т.п.) будет интервал "интересности" этого
предмета игроку, который вполне можно вписать в шкалу некоего параметра
"эффективность" в интервале 0..1, где предметы близкие к 0 - совсем
никому не нужны, а близкие к 1 - очень всем нужны. Так вот старая
линейка и новая линейка, в этих цифрах эффективности примерно (да, мы
понимаем что не абсолютно. мы сделали так близко как смогли) равны.
Т.е. если у игрока был ствол с эффективностью 0.8, то он получит новый
ствол с эффективностью 0.8, плюс расходники. Естественно что при
условии что старого предмета 0.8 уже не будет. А мы это гарантируем.
Это что касается механизма. Что касается пойти другим путем. Я это в
целом описал в FAQ, но могу еще раз довольно просто повторить. Обмен на
голд, за который так ратуют игроки, приведет к инфляции потому что
основную массу этого голда получат не те кто его вводил. Т.е. тупо -
сейчас 1 голд = примерно 100 тыс. афро. По нашим расчетам 1 голд будет
стоить примерно 150-170 тыс. афро. Чтобы этого не случилось нам
потребуется поднять цены в 1.5-1.7 раз чтобы как-то бороться. Т.е. если
тот же предмет купили за 150% от базовой цены, то мы вымыли эту разницу
из экономики, что и приведет к искомому результату - скачка инфляции не
будет. Но голдовые цены будут больше. А это крайне плохо. Собственно, а
какие альтернативы? Обычно для рестарта экономики делают вайп. Нам бы
не хотелось у игроков отбирать вообще все таким шагом. Мы нашли
наименьшее зло.
D.:Ты
писал "Основная задача по работе над продуктом - определение общих
продуктовых свойств ... общих вопросов ценообразования, внутренней
экономики..." Чем тогда спровоцирована такая инфляция афро? И как вы
собираетесь с ней бороться? Сейчас игроки видят только очень сильный
рост цен на новое оружие и одежду.
Р.:Инфляция
обусловлена тем что активы на огромные (по мерками игровой экономики)
суммы есть на руках у игроков. В основном - у топовых кланов. Это -
факт. Т.о. кланы могут: 1. Диктовать ценовую политику, определяя
сколько стоит тот или иной предмет. Пример: ах, такие-то продают эту
штуковину на 20% дороже - и мы будем, чем мы хуже! Регулирования
государством то нет; 2. Если надо кланы могут выпадать из экономики
искусственно создавая дефицит что поднимает цены. Я не утверждаю что
все кланы этим всем пользуются. Но некоторые - наверняка. Решения?
Отобрать - ужасно, нет конечно. Заставить как-то еще? А как мы заставим?
Мы собираемся сделать накопление активов невыгодным, рискованным. Как
именно - не скажу, понятно по какой причине, но рядовых игроков это
почти не затронет.
D.:"ЭХА
параметры сета были неправомерно завышенные в связи ошибкой скрипта"...
цитата с форума. Сразу вопрос, как так получилось, что мы 4 месяца
играли покупали этот сет, а теперь он вдруг стал читерским. Напомню,
что тоже самое говорили и про сет лего (G)?
Р.:Ну
баги на то и баги... Кто-то нафигачил, кто-то не заметил что он
нафигачил, кто-то заметил, но посчитал это "фичей", и т.п. Это ужасно
на самом деле, но таковы реалии разработки. Собственно именно этот
артефакт с подвигнул нас на полную перестройку процесса тестирования
продукта - у нас уже есть первые позитивные результаты. Мы очень
надеемся что впредь таких ошибок не будет. Но накосячили мы сами - да,
факт.
D.:Ты
пишешь в своем блоге: "Да, мы знали что старая, несбалансированная,
экипировка хороша. Но мы даже и не предполагали что ТАК ХОРОША. Убить
примерно эквивалентного оппонента за 3 нажатия пробела - норма..", но
вы же создавали этот баланс, мы давно говорили порежьте пулеметы... а
вы сделали новое оружие. Не лучше было бы менять баланс в системе
старого оружие?
Р.:Пытались
аж год это делать. Ни к чему хорошему бессистемная боевая модель не
приводила. То и дело всплывали новые "убер" пушки, на которые
быстренько переходили игроки. Проблема именно в не системности - нельзя
по старому оружию однозначно сказать что будет если вот этому стволу
дать +10% повреждения. Толи будет он рулить, то ли нет. В новой системе
это рассчитывается за секунды. Откуда взялось это не системное? Оттуда
же - из фантазий и стремления к "реализму"....
D.:Да,
понятно, что "Однако у продукта было лишь два пути - попробовать
методом научного тыка менять характеристики вооружения так чтобы оно
переставало быть разбалансированным (что все равно приводило-бы к
недовольству) либо наконец построить нормальную, прогнозируемую
систему", но это была более менее устоявшая система. Я знал, что выбить
(купить) 100 жетонов и вложив в игру 500 руб., я получу валимет с
которым я могу играть и получать удовольствие от игры. А сейчас
получается, что мне надо искать опять себе оружие, при чем именно на
мой лвл.
Р.:Мы
понимаем что мера ФАНТАСТИЧЕСКИ болезненная. Но мы реально не видим
других путей развития продукта. Сколько было копий сломано в процессах
обсуждения - ужос. Реально была мысль о вайпе, хорошо что сдержались...
И опять-же, да это наш косяк - бесспорно.
D.:Ты
пишешь "аудитория продукта резко разбилась на 2 лагеря - тех кто
обладают старой экипировкой и тех кто ей не обладает." Но все кланы
своим новым соклановцем выдавали оружие (С) и не кто не видел в этом
трагедии. Да, понятно, что игроки начали вкладывать голд в
специализации и транспорт с пропиской. Но какая разница ведь
вкладывали. Так что этот аргумент не совсем корректный. Можешь привести
еще хотя бы один?
Р.:Ну
я лично со всеми кланами не знаком и деталей рассказать не могу. Но
статистика собираемая с сервера сказала именно об этом. Старые (G)
предметы буквально передаются "из поколения в поколение". Т.е. надежды
на их самостоятельное выпадение их экономики, которую мы ошибочно
лелеяли - нет. Впрочем неудивительно - кто ж выбросит такой ствол, даже
если ему он достался на халяву? А если он сломался - выгоднее его
починить, чем перейти на новый - он же сильнее чем аналог из новой
линейки. И потом я не утверждал что все члены всех кланов с таким
оружием. Конечно нет, не все. Но многие - да. И они в бою просто
беспрецедентны, если оппонент не экипирован также.
D.:Мы
категоричны не согласны с фразой "То что было топовым в старых образцах
меняется на топовое в новых." за АУГ выдавать самодельный автомат,
очень жестоко по отношению к нам. Почему такой не равноценный обмен?
Подчеркиваю АУГ раньше использовали не только для кача специализации,
но и для ПвП между 11-14 лвл это был один из лучших пулеметов.
Р.:У
меня встречное непонимание. Если столкнуться два игрока со старым
"АУГ", их шансы - 50\50. Если встретятся два игрока с новым
"самодельным автоматом", их шансы - также 50\50. Где проблема? Не, я
прекрасно понимаю что "АУГ" без разговоров круче чем "самодельный
автомат". Особенно старый\новый соответственно. Но если у всех равные
условия обмена, то в чем проблема? Все стали наносить меньше
повреждения (тут конечно отличие - бой явно будет идти дольше. по мне
это хорошо), но одинаковое его количество (тут все ровно тоже самое).
Мы чего-то принципиально не понимаем? Расскажите.
D.:Мы
против персонализации оружия. Так как тем самым вы убиваете идею клана,
как сообщество людей, объединенных одной целей и задачей. Как мы можем
помогать друг другу если в клане не будет возможности передавать,
дарить оружие? Подчеркиваю именно оружие, а не голд? Пример: В клане
есть несколько людей которые могут себе позволить покупать (G) оружие
когда они вырастают из этого оружия они скидывают его в клан, где в
него вставляют чертежи (взятые кланом или купленные у мобов)
ремонтируют и отдают другим людям (не за афро, голд, а за заслуги перед
кланом).
Р.:Мне
кажется что вопрос "предать предмет" неверный. Все таки "передать
активы" надо. А основные активы это как ни крути валюта. От этого и
будем отталкиваться. И обоснование о передаче вот прямо именно предмета
мы придумать не смогли, разве что недоверие - а вдруг он на голд кутить
будет, а не воевать. Но это вопрос подбора кланов и вариантов типа
такого масса (он получит предмет - продаст и будет кутить). Расскажете,
зачем именно предмет? Давайте разобьем задачу. Зачем Вам передавать
соклановцу голдовый предмет, который есть статус и комфорт? Вот
варианты:
1. Чтобы у него была хорошая экипировка, чтобы крушить врагов;
2. Просто потому что мне уже\вообще ненужно, а ему поможет крушить врагов;
3. Потому что клан у нас крутой, и у него должна быть статусная
экипировка, а денег у него нет. А еще это поможет крушить врагов.
В вариантах 1 и 2 прекрасно подойдут (Р) аналоги - статус и комфорт
ненужен, надо мочить врагов. В этом случае Вы как все продаете на
рынке\аукционе свой ненужный голдовый предмет за голд (механизм в
тестировании) и передаете ему через клановую казну (механизма пока нет,
но будет 100%) необходимую сумму чтобы он купил премиум. С вариантом 3
- сложнее. Идеологически. Купить статус и комфорт за чужие... Мне это
искренне непонятно. Статуса не будет, какой уж тут комфорт.Ну и во всех
случаях остается ввод (уже есть) или перевод через казну (пока нет) на
соклановца, если премиум не кажется вариантом и нужен именно (G)
предмет.
D.:Расшифрую
пожалуйста эту фразу "После обновления 6 сентября старого оружия
НИКАКОГО НЕ ОСТАНЕТСЯ." Что произойдет с обычным старым оружием?
Р.:Оно
станет новым. Мгновенно. 6 сентября. Чтобы все были равны. Реально
механизм чуточку иной - я не расскажу сейчас, следите за анонсами, но
смысл именно такой.
D.:Многие игроки уже заявили о своем уходе из Лавы. Какой процент игроков вы планируйте потерять?
Р.:Мы
не планируем терять ни кого, нам этого совсем не хочется. Но мы
допускаем что отток будет, и его размер оцениваем примерно в 10%
текущей аудитории.
D.:Ты писал, что занимаешься боевым балансом, несколько вопросов:
1. Ты сам играл с новым оружием? При чем с 0 лвл?
2. Ты сам иногда играешь в Лаву именно играешь, а не тестируешь?
Р.:Да.
Скажу честно - играю не много и не часто. Но вот создание нового
персонажа и прокачка его где-то до 5-7 уровня чтобы понять как влияют
обновления на новичков - регулярно. Предельный уровень выбираю в
зависимости от глубины\сложности обновления. На новом оружии докачался
до 8 уровня. На большее нет времени А играть нечестно (ну мы конечно можем тестовому персонажу выдать кучу всего) - бесполезно с т.з. изучения баланса.
D.:В
Лаве сложились связки по специализациям, разбудите по среди ночи и
попросите их назвать, мы назовем, некоторые их качали полгода, вливая
деньги и тратя свое время. С новым оружием нам эти связки уже
бесполезны и не нужны. Да, при взятие квеста можно взять специализацию
у Зорича, НО старые вскидываются. Разве это честно, по отношению к нам?
Р.:Нет. Мы очень напряженно думаем что с этим делать. Есть варианты - ждите анонсов.
D.:Голд комплекты (сеты) тоже становятся персональными???
Р.:Да. Вся экипировка - оружия и броня. Расходники - нет, передавайте сколько влезет.
D.:Почему инъекторы и патроны? Мы не пользуемся этим?
Р.:Вы
не покупаете это - да. И это даже понятно - дорого и не так чтобы очень
эффективно, мы этим скоро займемся и это исправим. Но эти расходники
дают весьма неплохой буст в прокачке и бонусы в ПвП. Вам они помогут
преодолеть разрыв в уровнях если Ваше старое оружие обменяется на новое
для более высокого уровня. В этом смысл. А если не потребуется - ну
используете или продадите. Для тех кто вносил реальную валюту это
компенсация цены старого оружия и нового. Да, не равноценная, но все
же...
D.:Когда мы сможем увидеть новый клиент? Хотя бы день, месяц, год назови?
Р.:Год
- этот. Месяц - не могу сейчас сказать точно. Последнее что мне обещали
программисты - сентябрь. Они классные парни, но иногда у них случаются
проблемы - я бы рассчитывал на октябрь
День не скажу точно.
D.:Когда планируют запуск нового сайта и будет ли он?
Р.:"Планируем"
мы его еще с весны. Пока не выходит - слишком много иных задач. Но я
думаю что до конца года он точно состоится, а то и осенью.
После ввода нового клиента, останется ли возможность играть через браузер?
Сложный вопрос. Вот как раз опыт Арены показал что основная масса
игроков все равно перейдет в клиент. Он удобнее и быстрее. Но новым
игрокам удобнее играть с сайта. Поэтому скорее всего в начале они будут
работать одновременно, а потом мы просто перестанем добавлять во флеш
клиента новые возможности. Ну и будем предлагать перейти в клиент, по
достижении определенного уровня игроком.
D.:Во сколько оценивают ущерб, от набаженных ресурсов?
Р.:В
долларах США примерно в 50000. Это то что мы явно увидели. Но я думаю
что реально, с учетом оффлайн оборотов, где-то 60-70 тыс.
D.:Когда будут новые квесты, крафт?
Р.:Крафт
- ближе к концу года реально. Раньше - нет. Квесты - уже в ближайших
обновлениях. Не скажу что много, но будут. Ну и в дальнейших
обновлениях будут регулярно.
D.:Когда мы получим мирные специализации? Нам уже надоело ПвП.
Р.:Как и крафт - ближе к концу года реально. Раньше - нет.
D.:Когда будет развитие кланов (локи, квесты, ячейки)?
Р.:В кратчайшие сроки постараемся ввести казну. Все остальное думаю уже перспектива полугода.
D.:Какое развитие получат шахты?
Р.:Не буду спойлить - скоро сами увидите
D.:По чему до сих пор нет квестов связанных с шахтами?
Р.:Пока не планировались. Есть предложения?
D.:Из-за
ваших недоработок появилась возможность продажи перса, оружия,
специализации за реал? И сейчас за это расплачиваются и честные игроки?
Мы тут при чем?
Чем расплачиваются? Они получают все
эквивалентное, но в новой линейке. Уровень - сохранился. Орлов со
старым (G) - не будет. Кажется станет только легче...
Ты писал,
что большая часть афро у топ-кланов. Но это же нормально, на то они и
топ кланы. А сейчас из-за этой обновы все полетит в тартарары. Все
установленные дипломатические и торговые связи будут потеряны. Разве
это честно?
Р.:Нормально,
но не в такой пропорции (2/3). Дипломатические связи вряд ли
пострадают, а экономическим и лучше пострадать - они заполнены массой
активов которые создают зверскую инфляцию в продукте. Принципиально
кланы ничего не потеряют, их активы останутся у них, только
эффективность этих накоплений упадет. Менее топовыми от этого кланы не
станут точно.
D.:Чем обусловлена такая жестокость по отношению к Р оружия? 21% это не мало. Обоснуй это нововведение.
Р.:Отсутствие
дропа (Р) оружия это ошибка. Связано с очень простой вещью - это оружие
генерируется миром, оно в луте с мобов. Его просто необходимо вымывать
их мира хоть как-то. Иначе опять бесконтрольные накопления и
потенциально возможна "мегакорпорация премиумщиков". Нам такого не
надо. Игрокам думаю тоже.
D.:Что вы планируйте сделать с прототипом? В новом балансе это будет самое сильное оружие? Будете резать, выводить из игры?
Р.:Без
внимания не оставим - не расстраивайтесь. Как именно поступим пока не
знаю - в проработке. Но отбирать\менять будем только если ну никак не
получится поместить его в общую систему баланса вооружения. Следите за
анонсами.
D.:Набрана большая группа тестеров, есть уже сейчас от них польза и если есть то какая? Вы реально прислушивайтесь к их мнению?
Р.:Польза огромная, им респект и уважуха. Чуть позже (в течении месяца) мы запустим т.н. "фокус-тесты" где все тестировщики по факту тестирования нововведений будут выдавать свое к ним отношение. Естественно что будем это учитывать. Кстати появится нечто подобное и для игроков. Не расскажу деталей, но у нас есть планы как наладить вменяемый, незашумленный, поток информации от игроков к нам.
D.:По Лаве пошел слух, что часть тестеров приглашены из другой игры. Это так и если да, то из какой и что они, говорят про проект?
Р.:Мне таковой факт неизвестен, но я уточню. Подтвердится - отпишусь в блоге.
D.:На форуме мелькали оговорки, что Администрация будет заниматься автоматической базой по квестам. Когда мы ее сможем увидеть и что она из себя будет представлять?
Р.:Не по квестам. Планируется создание полноценной базы знаний Лавы - все предметы, характеристики, локации, квесты, NPC и т.п. - все будет документироваться причем автоматически, а не ручками. О сроках говорить пока рано, этот проект в самой начальной стадии, но я думаю это вопрос пары месяцев. И да, это некая замена WikiLava-ы.
D.:Когда будет введен аукцион?
Р.:Он уже тестируется. Соответственно - в грядущих обновлениях. Следите за анонсами.
Почему так резко было заменено оружие (С) и (Р), ведь в первом анонсе задавался вопрос. Ответы были что или через неделю после 18.08 или сразу после 6.09?
Зачем мы это сделали - понятно, чтобы привести баланс оружия к общему знаменателю. А вот момент когда это надо было сделать выбирался отделом геймдизайна для оптимального решения этой задачи. Они решили так. Честно говоря я бы сам сделал это 6 сентября. Но я не владею абсолютной полнотой информации о ситуации в игре - геймдизайнером виднее.
D.:Вы отдаете себе отчет, что после порезке дропа афро резко обесценится?
Р.:Да. Но дроп мы скомпенсируем в ближайших обновлениях введением нового. Убранный дроп создавал очень большую инфляцию. Введем другой - менее проблемный.
D.:Дай пожалуйста свои комментарии к этому "Заявление - новый баланс введен что бы люди пользовались всем многообразием оружия в игре - ложь. во первых, потому что, новый баланс как раз максимально однообразен и на одном уровне уже невозможно встретить разное оружие.
Р.:Никто не говорил что новый баланс "веселее". Зато теперь ВСЕ оружие что есть в игре имеет смысл использовать, потому что при переходе на следующий уровень имеет смысл перейти на другой ствол.
D.:Во вторых, потому что, если причина "не использования" других видов оружия в их недоработанности и слабости - проще было доработать то оружие до уровня "убер" оружия, чем так кардинально решать проблемы "перекаченного" оружия.
Р.:Нет не проще. Я ранее писал почему. Попробуйте сбалансировать пистолет и пулемет на один уровень. Пулемет в любом случае эффективнее.
D.:В третьих - старый баланс был максимально продуман под специализации и уровни, новый баланс не отличается вообще никакими разумными мыслями с точки зрения геймплея или так и не был объяснен создателями, что же они хотели добиться.
Р.:Старый баланс ничем не объяснялся, кроме фантазии авторов. А новый построен по модели - мы даже показывали графики из нее. И чего мы хотим добиться как раз довольно подробно объяснили.
D.:То есть маленькая, но гордая ложь на которой строиться столь масштабное заявление, рушит всю якобы стройную пирамиду доказательств приведенных в вышеупомянутой теме. Иными словами, если принять за аксиому, то что новый введенный баланс был грубейшей ошибкой администрации, и что все, абсолютно все перечисленные в той теме проблемы, можно было решить гораздо менее кровавыми и затратными средствами, становиться понятно, что новый баланс был введен не просто так и та тема служит просто что бы заморочить нам - ИГРОКАМ - голову."
Р.:Честно - Вы за лесом деревьев не увидали. Мы совершали ошибку за ошибкой создавая все больше возможностей для дисбаланса. Игроки естественно этим пользовались. В бравурных текстах новостей были очередные отчеты про улучшение баланса, а реально это было затыкание жвачкой дыр огромной трубе под давлением, чтобы "хоть как-то работало". Все - труба вся облеплена жвачкой, и все равно все плохо. Отсюда и решение - поменять трубу на новую, без течей.
D.:Какая обнова нас ждет 27 числа, расскажи хоть не все хотя бы часть, что бы мы знали к чему готовится? И испытали хоть какие-то положительные эмоции.
Р.:Не расскажу. По разным причинам. Основные это - не до конца утвержден состав и (самое интересное!) изменения в экономике не должны быть известны игрокам до собственно обновления. Иначе воспользуются и опять на генерируют себе активов.
Автор: Drugoi